Литература и битмейкеры

28.02.2012 02:14
Существует такой стереотип о рэперах: они не очень любят и умеют учиться, большинство из них получили в лучшем случае неполное среднее образование, и при этом в школьные годы они занимались всем, чем угодно, но только не учебой. Короче, они долбоёбы. Не отрицая справедливость данного представления, надо заметить, что центробежные течения в руссском рэпе сегодня иные — в направлении интеллектуализации (долбоёбов становится меньше — прим. для долбоёбов). И для понимания современной хип-хоп культуры все чаще требуется владение терминологией такой школьной дисциплины, как литература(настоящая литература, а не та, с которой тебе помогают кореша). Слово «метафора» стало в последнее время, как ни странно, одним из самых распространенных на хип-хоп форумах. Учитывая стремление многих исполнителей насыщать свой текст разнообразной, нестандартной лексикой, в далнейшем тенденции в сторону «олитературивания» рэпа только усилятся. Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов человеческими качествами. Наверняка, многие слышали это слово не только на уроках литературы. В некотором роде, рэперы используют приём олицетворения, но несколько иначе: они «оживляют» трек посредством звукового иллюстрирования сути текста. Приведём простейший пример: фниальный трек Рема Дигги на Девятый официальный. Дигга читает: «я эмси до гроба» после чего, на 44 секунде, мы слышим звук выстрела. Такого рода звуки, по понятным причинам, наиоболее распространены. В треке Noize MC — Мизантроп-рэп, на 33 секунде иллюстрация тематики ядерного удара производится звуком взрыва. Это из той же оперы, и таких примеров масса. Для проекта the Chemodan в принципе характерно «оживление» треков — при прослушивании часто можно услышать вздохи, охи, ахи, хруст, шипение и прочие интересные звуки. В треке «Розы для имен» (EP «Круги под глазами») с Рем Диггой метод «оживления» или «звуковой иллюстрации» используется очень широко. С 20 по 24 секунду вставлены звуки какой-то криминальной возни, соответствующие строчкам в данном моменте. На 36 секунде слышен звук удара после слов «вышибли мозги разом с удара», еще одна разновидность выстрела/взрыва. В куплете Грязного Луи строчка «вороны уже слетелись» характерно озвучена. Причем в более позднем треке «Воронье» со Смоки Мо используется тот же сэмпл. В песне «Про всё» с альбоме «Т.Г.К.алипсис» группы Триагрутрика строка Луи «стучит мотор с левой стороны груди» озвучивается характерным стуком в левом наушнике — очевидней некуда.
Использовать посторонние сэмплы можно по разному, кое-кто это делает менее прямолинейно. В композиции «Всё круто» тольяттинской группы Небро с альбома «Shitmakers» после слов «запомни, если сможешь, свободного художника» слышны весьма непонятные звуки (2:31–2:34 сек), смысл использования которых в данном моменте ясен не всем и не сразу. Объяснять юмор не буду — «кто знает, тот поймёт», как говорится. В финальном треке с седьмого командного используется «оживление» через панорамирование на 1:28–1:30: голос Честера перетекает «из колонок в колонки».
В треке «Сумасшедший рэп» с нового микстэйпа Obe 1 Kanobe также можно услышать примеры «оживления», например на 50­­–54 секундах.