Хип-хоп по Хайдеггеру

22.03.2012 21:07

Автор: Charles Mudede. Перевод: Порнорэп

Когда я слышу «хип-хоп», я думаю о Хайдеггере. Да, о Мартине Хайдеггере, немецком философе, ученике знаменитого основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля.

На самом деле, важен тут не столько Хайдеггер, сколько его наиоблее значительная и сложная работа, Бытие и время (Sein und Zeit, 1927),  которая много значит для меня. Как это происходит у большинства философов, взгляды и идеи Хайдеггера менялись с годами, поэтому нужно конкретизировать описываемый период творчества философа. Творческий путь Хайдеггера можно грубо разбить на два периода: в первом он концентрировался на метафизике, во втором на этимологии. Рассматривая рэп как языковое искусство (искусство слога), можно подумать, что связь между Хайдеггером и хип-хопом, которую я обосновываю, относится к позднему периоду работы философа, но это не так. Эта связь, которую я обнаружил, относится к первой части, «метафизическим годам».

Был бы жив Хайдеггер, он бы охренел, если бы узнал, что некий чувак из Сиэтлла, не только ассоциирует его с хип-хопом, но, что хуже, относит его работы к метафизике.

Он не считал, что занимается метафизическими вопросами, имея ввиду, что не пытается обозреть или постигнуть трансцендентальное или непреложное (непреходящее), а просто исследует вопросы того, что значит «быть» или «быть здесь» (Dasein по-немецки). Поэтому, он не изучал  понятие «человека» или «вечного человека», Хайдеггер исследовал осознание бытия человеком. Как отмечает Майкл Гелвин (почетный профессор Университета Северного Иллинойса — прим. переводчика) в своем «Комментарии к «Бытию и времени» Хайдеггера» (1970), различие в следующем: метафизика претендует на то, чтобы дать ответ на вопрос «чем мы являемся?», в то время как Хайдеггер хотел выяснить, как такая постановка вопроса возможна в принципе. Другой пример. Вы можете спросить: «Что такое тюрьма?» и я отвечу, что она состоит из решеток, охраны, ключей и т.п. Подобный ответ дает нам представление о тюрьме, как о сущности, реально существующем объекте. Но вместо этого Хайдеггер хочет знать какого быть в тюрьме, быть наказанным за преступление, ощущать вину, одиночество, быть отделенным от тех, кого любишь. Если кратко, Хайдеггер хочет значит что значит «быть-в-мире», а не «быть-предметом-в-мире». Вот почему он был бы недоволен этой статьей — он рассматривает «Бытие и время» как антиметафизическую работу.  Но даже если эта книга не относится к направлению метафизики, она напрямую ей отвечает, а следовательно, по умолчанию связана с метафизикой.

Я нахожу связь с хип-хопом в метафизической стороне Хайдеггера, стороне, озабоченной «бытием в мире». Позиция рэпера, звезды хип-хопа, всегда «внутри мира». Рэппер никогда не читает от третьего лица и не смотрит на мир отдаленно, объективно, его взгляд всегда «изнутри». Вот почему так сложно, если не невозможно создавать каверы на рэп-песни: они написаны с точки зрения конкретного рэпера, от первого лица. С глубоким чувством присутствия «внутри мира» рэпперы анализируют своенепосредственное окружение (Ice Cube — Once upon a Time in the Projects или Queen Latifah — Just Another Day также отражают то, что Хайдеггер подразумевал под «будничностью»), последствия чьих-то действий (Slick Rick — Bedtime Story) или производят целостную экзистенциальную аналитику (East Flatbush Project — Tried by 12 или Notorious B.I.G. — Somebody's Gotta Die). Это замечательные образцы того, что Хайдеггер называл «брошенностью», удел быть заброшенным в мир (внутрь мира), в самое сердце опыта. Действительно, в лучших проявлениях, рэпперы, находясь в художественном мире своих песен говорят нам: «Это моя философия», повторяя знаменитую фразу KRS-One.

Значительная часть рэп-лексикона — хайдеггеровская. Например, выражение: «Тупак здесь» или «I’m in the house» (В самом деле, не писал ли Хайдеггер, что язык — это «дом бытия», house of being?). В хип-хопе объявление того, что ты «здесь» тождественно своеобразному ознаменованию своего прибытия, Хайдеггер называл это «самоаунтентефикация». Если вкратце, это абсолютное утверждение себя самого как явления «в мире». И говоря "In the 9 and the 8" (1998 год) как C. L. Smooth в треке Da Two рэппер отмечает свое бытие во времени.

Еще одно философское выражение в распоряжении рэпперов: "I'm feeling you". Это выражение имеет много вариантов употребления. В определенном смысле, оно может быть использовано исполнителем для объяснения того, что его новая песня стала хитом, потому что люди начали «чувствовать» его, что означает удержание рэппером внимания публики в данный момент. В другом случае, данная фраза выражает согласие. Например, недавно я опубликовал письмо группе афрофутуристов, в котором сравнил новый фильм Уэсли Снайпса «Искусство войны» (он мне понравился) с фильмом «Странные дни». Парень-афрофутурист ответил несогласием с моей оценкой «Искусства войны», но касательно всеми забытого фильма «Странные дни» написал: "Now I'm feeling you in Strange Days", имея ввиду, что картина ему также нравится.

Использование "I'm feeling you", в том смысле, в котором я его описал, образует замкнутый круг: посредством этого выражения один субъект подтверждает наличие другого субъекта (не объекта) «в мире». И это подтверждение не физического присутствия, а бытия. Q-Tip использует эту философскую форму "feeling you" в песне Body Rock. Эта фраза появляется в самом начале, когда издающий суетливые, беспорядочные звуки, похожие на работу факса, компьютер пытается установить соединение между собственной «компьютерной душой» и человеческой душой Q-Tip’а. Наконец, соединение установлено, и Q-Tip сообщает о своем прибытии в компьютерный центр, говоря: "Okay, okay, all right... I'm feeling you." Хайдеггер был точен с такими понятиями как «бытие в мире» и «бытие с другими» (mitdasein). На самом деле, он описывает «мир» как «мир с другими».  Но он никогда не представлял, что бытия «в мире» могут соединяться на онтологическом уровне. Действительно, это выражение абсолютного соединения или неразрывности бытия  с чем-то извне не имеет прецедентов, по крайней мере в западном мире. Начиная с Жоржа Батая мы связывали неразрывность с феноменом смерти или оргазма, например, которые, в обоих случаях, означают потерю идентичности. "I'm feeling you" в хип-хопе подразумевает не распад собственной уникальности, а глубокое признание другого «я», другой независимой сущности в окружающем пространстве.

Связи между хип-хопом и Хайдеггером повсюду! Я могу доказывать это бесконечно. Но если вы все еще сомневаетесь и  считаете, что все это полная херня и я над вами прикалываюсь, послушайте изумительную совместочку Large Professor и Pete Rock 1995 года под названием The Rap World. В припеве там что-то вроде: "In the world, you got money and clothes/In the world, you got friends and foes/In the world, you got projects and texts/In the world, who knows what's next."

В мире где у тебя есть шмотки и деньги,

В мире где у тебя есть друзья и недруги,

В мире где у тебя есть тексты и панчи,

В мире, где никто не знает, что будет дальше