4 хороших клипа и 1 плохой

03.04.2012 21:44
Прошедшее 24 марта мероприятие Stadium Ruma вызвало бурную и противоречивую реакцию, анализ которой достоен целого выпуска газеты «Жизнь» или передачи с Малаховым. Но кроме балагана под видом рэп-выступлений и рэп-выступления (Басты Раймса), сопровождавшегося балаганом (в зале) данное мероприятие содержало в себе также вручение неких премий. Спорность результатов якобы «народного» голосования по большинству из них очевидна всем, может быть так и нужно. В данной статье хотелось бы уделить внимание награде, которая осталась в тени — лучшему видео. Если Марианская впадина качества, пролегшая между русским и зарубежным рэпом, заметна не всем нашим слушателям (все-таки признание рэп-музыки требует знания языка), то плачевность состояния русских клипов видна даже их создателям. Премия Ruma не только подтвердила убогость видеопродакшена, но и ухудшила ситуацию. Когда положение нашего бедствующего клипмейкерства усугубляется нелепой премией, задающей ложный пример для подражания, выход может быть только один: окинув свежим взглядом выженную пустыню из клипов и видеоприглашений найти хоть какие-то альтернативные ориентиры. Сразу хотелось бы прояснить критерии отбора видео — помимо очевидных аспектов есть еще такой концептуальный параметр как реконтекстуализация. Может ли клип расширить наше представление о песне, дополнить ее или даже заставить влюбиться в трек заново или впервые, за счет удачного видеоряда? Или он является лишь бессмысленной оберткой для песни, никак ее не дополняя?  Приведенные ниже видео являются органичным продолжением оригинальных композиций или же несколько их затмевают. Как ни странно,
пример для подражания был выбран большинством голосовавших. А я голосовал вот за эту работу:
Одна из главных проблем с клипами в России — отсутствие убедительно выглядящих на видео артистов.  У нас нет типов вроде Dope D.O.D. или Odd Future, нету мрачных барыг с  гарлемских улиц. Достаточно киногенично выглядят/выглядели Гуф с Бастой, Смоки Мо, молодая Каста, челябинские нигеры ОУ74 и парни из Триагрутрики. Например, в этом клипе Джамал почти самостоятельный герой какого-то фильма, банальное раскачивание ветками на ветру сюда даже не забегало:
А вот земляки Джамала и ТГК, ОУ74, в более классической для хип-хопа стилистике. Адская цветокоррекция и дилетантское применение модных фильтров не губят данную работу, лихость и драйв все равно ощущаются,  не в последнюю очередь благодаря харизме рэперов:
Еще одна работа, снятая Газгольдером, чтобы это ни значило. И вновь не без оговорок. Идея не нова, сэмпл был уже использован как минимум в известном мне треке Sandpeople (я всегда гадал — название наших Песочных людей спизжено у них или это просто совпадение?), но к непосредственному обаянию данного видео это не относится. Как минимум — смелый для начала 2011 года шаг в сторону от традиционной стилистики хип-хоп клипов:
И, напоследок, любительская работа, по своей атмосфере уделывающая все предыдущие. Ребята смогли снять спальный район Москвы, как будто это не Гольяново, а действительно Бруклин! Пусть и стилизация, но со вкусом, которого так не хватает более дорогим клипам:
А полоскать в ассенизаторской машине клип и песню группы 25/17 мы не будем. Надо быть добрее.