Дизайнеры звука

05.04.2012 03:09

Новые русские битоделы: кто они, откуда и битоделы ли? Или все же музыканты? Средней глубины научного взгляда обзор новых лиц околорусского битмейкинга ждет вас за волшебными словами…

    

Последние годы  значение дихотомии «мэйнстрим—андеграунд» в русском рэпе сначала резко возросло, потом стало определяющим, и, наконец, рухнуло в пучину терминологического абсурда и яростных анонимных слюней в подвалах комментариев. Примерно такая же история чуть раньше произошла с термином «артхаус» в кино.

Группы, которые изначально позиционировали себя в качестве антагонистов мейнстрима, стали коммерческими проектам, и самое смешное, что слушатели на этом основании лишают их статуса «андеграунда», забывая о том, что андеграунд — это, во-первых, независимость и, во-вторых, определнная стилистика музыки, а не уровень успешности.

Казалось бы, что весь отечественный хип-хоп погряз в подобных разборках. Мейнстримовые артисты, осознавшие, что значит зарабатывать  деньги рэпом, уже давно возвысились над убогими спорами, в то время как рэперы-неудачники тем громче кричат о подпольности своего рэпа, чем он хуёвей. И данные мыслеизлияния можно было бы продолжать еще долго, если бы не совершенно иная тема данного поста: «новые лица около хип-хопа», так мы это условно назовём. Люди, которые никак не вписываются ни в мейнстрим, ни в андеграунд, и тем не менее с эстетической точки зрения вполне себе находятся в плоскости хип-хоп музыки и скорее международной, а не российской хип-хоп культуры.

Вообще словосочетание «хип-хоп культура» звучит до архаичного убого и отстало, но надо же как-то описывать совокупность современных феноменов, прямо проистекающих из той музыки, которую еще недавно называли хип-хопом…

Очень сложно в одной статье охватить весь круг, пусть даже и основных лиц «нового хип-хопа». Это скорее даже невозможно, хотя бы потому, что эти люди очень сильно разбросаны как в географическом так и в стилистическом пространстве. К  тому же они не являются представителями одного направления. Поэтому я начну с интересных битмейкеров, работающих в различных стилях близких к хип-хопу…

Moa Pillar

Первый, кто приходит на ум из новых лиц инструментального хип-хопа. Этот молодой московский музыкант не имеет к хип-хопу прямого отношения. Боюсь делать такие предположения, но вполне возможно, что скоро все передовые «хип-хоп» музыканты будут иметь мало отношения к тому жанру, который мы сегодня знаем и почитаем. Мнение Грязного Луи, безусловно, имеет право на существование, но все же новые тенденции в хип-хопе не будут связаны с озалуплеными по всей длинне микса сэмплами и покачивающим басом.

Многие треки Мoa Pillar совсем уж далеки от хопчика. В иных же прослеживается очевидная связь. Вот пока что его самый главный трек, возвращающий нам мясо, драйв и рубилово. В современной лоу-фай упаковке.

Knhbtz

Куда менее известные чуваки (261 прослушивание на ластфме на момент написания статьи). Настолько менее известные, что даже доподлинно не ясно, чуваки ли. Во всяком случае треки и сопричастные изображения, являющиеся то ли обложками релизов, то ли сущесвтующие сами по себе, производят впечатление чего-то инопланетного. Тем приятнее ставить их перед куда более известными продюсерами, хоть и порядок расположения в данном списке не значит почти ничего. Есть, кстати, инфа, что все это не абстрактные чуваки, а вполне такой конкретный, из Барнаула. Но все это лишь слухи, лучше их не слушать, а обратиться к музыке.



DZA

Чрезвычайно разноплановый музыкант, вся необходимая инфа о котором написана здесь. Я бы выделил несколько самых важных вещей: DZA является основателем крутейшего блога how2make, отношение к которому имеют Муджус, Ларик Сурапов и множество других селебритиз, о нем писал Pitchfork в большой обзорной статье о новой русской электронной сцене,  а также данный продюсер является автором этой композиции:

Ufmo

Молодой московский битмейкер, успевший выпустить несколько теплых джазовых релизов, посотрудничать с т.н. мейнстримом андегруанда (Грубый Ниоткуда, ЧЭ, Златый Базар и другие) и повертеть колки по вторникам в ТЦ Атом на Таганке (почти как Кровосток в треке Биография). Иновационным в музыке Ufmo является хотя бы ее качество. В России вопрос качества все еще актуален, да будет так.

 

Fama Eightyseven

Незаслуженно подзабытый всеми битмейкер, одним из первых начавший делать т.н. next level beats в России. Уже третий продюсер в этом списке (после knhbtz и Ufmo) , очарованный астрономией, безграничными просторами космоса etc. Flying Lotus вдохновляет всех.



Lapti

Киберабстракнтый маляр звука, прошедший путь от продюсирования легендарных Kunteynir до продвижения своего музла на западные лейблы. Также светился в вышеуказанной статье Pitchfork, которую здесь я упоминаю второй раз не случайно — Lapti также фигурирует в нашем переводе фрагмента этой статьи, затрагивающего Kunteynir.


Общий для всех вышеперечисленных продюсеров момент — большое внимание к изобразительному аспекту музыкального образа. Создается впечатление, что многие из них в первую очередь не музыканты, а дизайнеры (особенно khnbtz). Поэтому мне кажется уместным обобщить всех этих людей термином из заголовка.

Пишите, если забыл кого-то важного.