Проект увечье. Охлократия. Рецензия.

10.04.2012 02:24

С точки зрения генезиса существует две категории русрэпа. В первую входит музыка, создатели которой копируют американское звучание, во вторую — те, кто интерпретируют его с учетом нашей культуры. Происхождение рэпа неизбежно инородно для нас, но его адаптация к русскому слушателю возможна, и она заключается отнюдь не в языке исполняемого текста. Проект увечье — один из ярких примеров самобытного рэпа, который не влезает в шаблон, а меняет его форму изнутри. Кроме как словом «русский», эту группу определить тяжело. И дело вовсе не в пресловутом национализме.

В исполнении и текстах Луперкаля, лидера ПУ, нет нарочитой манерности, растягивания слов, которое упорно копируют многие успешные русрэпперы, всех этих «йоу», «камон», не характерных для нашей страны. Кичливость, хасл — это вообще не про Россию. Удивительно насколько хип-хоп комьюнити уже свыклось с исполнителями, которые на полном серьезе рассказывают что-то вроде «Пока ты ждешь конец света, я снимаю на айфон, как мне лижет конец Света». Если раньше это выглядело как глупая (в лучшем случае — смешная) шутка, то сейчас рэпперочки на серьзных ебалах затирают о своем хасоле, суках и тачках. При этом любой взрослый человек «вне хип-хопа», услышав подобное, придет в лёкгое недоумение. Но, опять же, дело не только в манере исполнения (далеко не идеального технически, да и фанатам качества записи и битов ПУ слушать не стоит). Луперкаль один из немногих, кто не боится быть открытым и честным, говорить о высоком и вечном, при этом он делает это убедительно, по-хорошему пафосно, душевно. Слушая песни с Охлократии, где повсеместный национализм преобразился в более личные и глубокие жесты, ты невольно склоняешь голову перед сиянием исполнителя. Мы так привыкли к лицемерию, игре и усложнению, что уже совсем не слышим в рэпе ничего искреннего, честного, простого. Проект увечье для многих в этом плане — бальзам на душу, а для других просто единственный «нормальный» рэп. Идея — это то, что движет великими людьми. Сегодня практически весь русский рэп лишен идеи, в отличие от Проекта увечье, и только такой рэп может по-настоящему воздействовать на слушателя. Рэпперы пытаются забыть, что у слов, кроме того, что они образуют ритмическое тело текста чередованием слогов, есть еще и смысл. Люди, которые являются культурными наследниками русской литературы, самобытной, признанной, великой, создают пошлую бессмыслицу, называя это «рэпом». Но русский рэп — это совсем другое. И тем, кому нечего сказать , в нём не место.