Slozhnie. За шестым слоем. Рецензия.

11.05.2012 15:30

Дебютный альбом минской группы Slozhnie, чья обложка настолько же ужасна, насколько КАЧественен звук под ней, подтверждает ведущую тенденцию, оформившуюся в кругу новых хип-хоп исполнителей России и цивилизованного СНГ — стремление к «стильному» звуку и музыкальности звучания акапеллы. И если первое демонстрирует взросление подхода к созданию музыки, то второе обличает фатальное изменение ментальности этих новых исполнителей — дизайн для них приоритетней начинки (что в данном случае справедливо лишь для звуковой части дизайна), а смысл текста играет второстепенную роль в создании общего впечатления.

Всё во имя звучания — слова, слоги, буквы и ритм. Т.н. «новых» рэпперов можно условно окрестить западноориентированными, и это будет недалеко от правды, ведь курс на звук — это и желание зацепить западного слушателя (в данном случае под «западными слушателями» подразумеваются не только иностранцы, но и особо прошаренные славяне). Суть текста всегда играла большую роль в русской традиции — в русском роке, шансоне — равно как и в рэпе. Напротив, «дизайнеры» звука, как и дизайн вообще — явление западное, где глагол "design" имеет весьма широкое значение. Рэп на русском от мировой известности отделяют государственные границы и стереотипы, но в гораздо большей степени — языковой и культурный барьеры, которые неизбежно, если не один, то другой, помешают восприятию смысла. Американский рэп в неанглоязычных странах слушают в первую очередь из-за звучания, что очевидно. Slozhnie, что вновь очевидно, стремятся к тому же. Монотонное, атмосферное звучание — под такую музыку можно залипнуть, занимаясь посторонними делами, слушать же там особо нечего, несмотря на то, что исполнители утверждают обратное: Песня так сведена, чтобы желание пропало выключить у тебя.  Ведь там кому-то влом и напрягаться слушая суть, а суть — помочь поставить рельсы на правильный путь.

Курс на запад просвечивается и через совместную композицию с голландскими рэпперами Shahmen, которых почему-то слушают в основном в России (судя по их ластфму). Cлушая тараторящего на английском Bless'а и Сложных при равном уровне напряжения мозгов и ушей за концентрацию «сути» на секунду победу я отдам первому. Открывая очевидные истины с непосредственностью подростка («время похоже на превращение сиги в окурок»), Sloznie тем не менее, оправдывают своё название — для русского рэп в его нынешнем состоянии они слишком сложны. И дело вовсе не в путанных, психолирических текстах, а в ином методе — они передают не банальный смысл фразы, лежащий на поверхности в виде лозунга или хлёсткого афоризма, а ощущение, настроение. Так и получается — после прослушивания альбома «За шестым слоем» остаётся смутное ощущение и более-менее определенное настроение — но никакого понимания. Эмси не сообщают нам откровений, не совершают на наших глазах подвигов, а делают нечто большее — проводят нас по своему миру. Он похож на лес из их первого (прекрасного) клипа:

Однако этот лес более мрачный, в нём периодически моросит, его населяют полудикие люди и неведомые животные, но при ближайшем рассмотрении все оказываются добрыми и дружелюбными (чего не скажешь о русском рэпе в целом). В этом лесу можно заблудиться, запутавшись, но из него очень легко выйти — по желанию он тут же рассеится как дымка миража. А потом, возможно, вам захочется вернуться вновь, как это случилось со мной.