Hip Hop all stars и искусство видеоклипа

14.05.2012 11:31

Фестиваль Hip hop all stars, который в первые дни лета пройдёт в Питере, кажется, уже в седьмой раз, наконец собрал действительно всех исполнителей, адекватных названию мероприятия. Или почти всех. По крайней мере, на этот раз организаторы к очевидным звёздам эстрады присовокупили и новых рэпперов, актуальных сегодня не меньше, а то и больше чем ветераны фестиваля. Всё круто, все довольны. Пока что, однако, появление относительно новых исполнителей в шорт-листе Hip hop all stars 2012 сказывается не только на ажиотаже вокруг фестиваля в кругах более прогрессивных слушателей, но и на качестве промо-материалов этой питерской главтусы. Причём сказывается не лучшим образом.

Под промо-материлами в данном случае мы подразумеваем видеоприглашения, моду на которые в России одними из первых задали организаторы HHAS. Для сравнения, можно посмотреть ролики за 2010 год. Отнюдь не являясь вершиной клипмейкерства, чёрно-белые прогоны с участием Смоки Мо, Крипла и Кажэ Обоймы выглядят стильно, и, по крайней мере, не по-босяцки дешёво. Гуф же, и, особенно, Баста, отказывавшись от читки рэпа на камеру, берут харизмой. В прошлом году, совместное приглашение Гуфа и Басты, при участии джедая с Кутузы, перекрыло все остальные сомнительные работы, в том числе за счёт отличного трека от Z(о)Mbie, который я потом всё лето слушал просто так.

Если кому-то не ясно, чего такого пиздатого в этом видео, я отвечу просто — Гуф и Obe 1 Kanobe играют в плэху, разве это не интересно? И разве это не интересней, чем смотреть как в очередной раз рэппер, не попадая губами в текст и размахивая граблями, зачитывает средней хуёвости репрезент? Пока что, из четырёх видео, снятых для HHAS 2012, мы имеем два таких махательных репрезента, один дисс на абстрактного (а может и конкретного, но неизвестного публике) персонажа, сопровождающийся любительской съёмкой центра Москвы (и московского Centr'a) и один агрессивный тречок с видеорядом в худших традициях бессмысленной психолирики. Но для начала у нас есть убогий промо-ролик, ориентированный, судя по пыжащемуся голосу, на зомбированную СМИ молодёжь.

Далее у нас есть приглашение от Кажэ Обоймы, самое первое хронологически, и, пока что, лучшее по качеству. Минус взорвал, Кажэ из кожи вон лез, пытаясь соответствовать, клип посодействовал, хотя операторские приёмы однообразны, как и антураж. Сюжета и задумки нет, и, как выразился однажды режиссер клипа «Игра в реальную жизнь» (с 3:17): «...решать задачи пытаемся изобразительные прежде всего...по фонам». Для нашей, увы, не слишком требовательной публики сойдёт.
Далее у нас идут парни из the Chemodan, которые поленились написать что-то новое и зачитали Рифмотеррор с альбома Базуки, обойдясь даже без Pra. Нехорошо с парнем поступили, дизреспект. И, хотя я очень люблю ребят из ПТЗ, это видео было сделано откровенно на похуй. Убогий, детский дисторт изображения а-ля «школьники сняли хоррор», недостоверный жирный хирург в кадре, на лице которого написано «я просто мимо шел чтобы продать парням плана, а тут вот какой лютый замес вышел», всё это сопровождается ужасным, неумело выставленным светом. Если это перформанс по дискредитации HHAS в духе Оксимирона, то получилось отлично.
Есть же замечательные образцы подобной стилистики, причём недавние, причём далеко не от классиков и мастеровитых, проверенных временем клипмейкров. Ну не позор ли после такого снимать вышеприведённый ролик?
Далее по замесам у нас группа Centr с бодрящимися и снова непонятно на кого гонящими телегу ветеранами Слимом и Птахой. Что сказать по поводу этого видео...Парни решали задачу «по фонам» скажу я, вновь выражаясь словами из гениального репортажа со съемок «Игры в реальную жизнь», который удивительно достоверно описывает ситуацию с клипами в русском хип-хопе, причем устами самих же участников.
Ну и наконец, у нас есть во всех смыслых псевдохудожественный высер от команды деятелей видеопрома @ONEDARFILMS. Сам гуковский рэппер зачитал бодро, приятно было вновь услышать его после баттла и леденящих душу видео с выступлений. Что до клипа, то описать его можно так: ребята с амбициями, но без идей и умений решили снять «что-то необычное». Проблема в том, что необычное видео сделать сложнее, чем необычный по смыслу трек, в текст которого порой достаточно умело намешать размытых метафор и заковыристых слов. А клипы для рэпперов, судя по всему, снимают сами рэпперы, вот и выходит так странно — посадили чувака в коляске за холст в подворотне, рисуй, читай рэпчик. Думали выйдет круто. А вышло хуёво, вывозит лишь новый причесон Дигги и его харизма. Я бы хотел услышать от создателей ролика, какого конкретно эффекта они хотели добиться, сняв Рем Диггу который рисует самовоспламеняющуюся примитивистскую картину пса. Но, боюсь, что ответ будет настолько же невнятен, как и данное, невероятно метафоричное видео.
Хочется в третий раз процитировать репортаж со съёмок «Игры в реальную жизнь», на этот раз фразу Смоки Мо: «Да нет у нас никакого сценария. Чтобы показать хип-хоп даже сценарий не нужен. Ну как тебе объяснить...это такие уличные съёмки, на крыше...Передача какой-то атмосферы...». Ждём новых видео, надежду в сердце затаив.