babangida. макаревич. рецензия

24.10.2012 13:04

b

Не имея претензий к собственно музыкальной стороне нового альбома Бабангиды (кроме некрасиво спизженного сэмпла из Clutchy Hopkins'a в треке хип-хоп 2010), мы бы хотели поднять другие, более отвлеченные непосредственно от хип-хопа вопросы, которые неизбежно всплывают в связи с упоминанием главного рэп-анонима. 

К голове человечьей конскую шею — представьте — захотел живописец приделать и пестрым опереньем одеть составленные вместе части разных тел: верх как у красавицы, низ как у противной рыбы, — приглашенные это увидеть, друзья, сдержали б вы смех?  Квинт Гораций Фланк, «Наука поэзии».

Долгое время Бабангиду не признавали как деятеля русского эстрадного хип-хопа. Признание оставалось на уровне баттлов и главного melting pot «рэп-игры» — hip-hop.ru. После Девятого баттла  Maestro A-Sid на форуме высказался в духе того, что, мол, что мы можем говорить о нашем баттле, если до полуфинала доходит нерэппер? И даже на Lurkmore, где Бабану уже давно посвящена отдельная статья, его признавали больше, чем в среде элит отечественного рэпа, где мастеру капюшону респектовал разве что Птаха. Скудный улов для такого таланта, как Бабангида. 

Главный вопрос в отношении первого альбома калининградского анонима: является ли этот альбом свидетельством того, что Бабан все-таки решил влиться в нестройные ряды первого эшелона гусского гэпа, который он так презирает, или он абсолютно искренен в своем стремлении остаться «королем днища»? Песни вроде как свидетельствуют о втором. А сетевое поведение автора — скорее о первом. Лично для меня Бабангида потерял свою полулегендарную маску, «наследствие MF DOOM'а», когда начал «бодро отплясывать у всех на виду под музыку абсурда» — переписываясь с Птахой в твиттере, сопровождая любую желтую историю своими искромётными комментариями, а с недавних пор еще и накатывая отвратительные статьи на prorap.ru. Пока все это происходило в треках — это было почти гениально.

Когда это вышло за пределы музыки — стало гадко. Бабан из летописца фольклорного толка превратился в обыкновенного напыщенного рэпперка, схватившего звезду. Отличие тут в качестве, но не в сути.

На альбоме, естественно, Бабангида делает все-таки фольклор. С другой стороны, там есть и песни, близкие по духу к 5, свастика, пир духа.

Наверное, их могло бы быть больше, ведь альбом априорно заявляется как произведение более серьезное, чем отдельные форумские демо-треки. В итоге, несмотря на «лирику», общее впечатление от альбома — талантливое скоморошество и осознанное юродство. Таким образом Бабангида наконец проводит четкие границы своего творчества, не «претендуя на статус Бога в рэпе», и окончательно утверждается в статусе тролля. Ведь даже многие «серьезные» песни Бабангиды паразитируют на событийном контексте русского рэпа. А это неизбежно делает автора зависимым от того, что он так презирает. 

Однако Бабангида полностью осознает это. Его презрение, как и его тщеславие, объясняется одним — он признает неизбежность того, что ему не стать никем, кроме того, кем он является. И эта позиция очень сильна. Точнее была бы сильна, не будь Бабангида для большинства его слушателей всего лишь аккаунтом в социальной сети. А вот каково жить настоящему человеку, который пишет треки Бабангиды, мне неизвестно, но могу предположить — тяжко ему жить, пиздец, как тяжко.

«Тут людьми притворяются манекены, и тебе не стать никем, кроме того, кто ты есть...твое имя украшает лишь одну из страниц сценария этой дешевой пьесы, нам из-под купола некуда деться» 

Король умер, значит, да здравствует король!