Guf. «Сам и...». Не рецензия.

03.11.2012 13:36

п

Если бы искренность была мерилом качества, то рэп Гуфа и правда был бы лучшим. Искренним быть вообще сложно, даже с самим собой. У абсолютного большинства не получается написать искреннюю песню ни с первой, ни со сто первой попытки. Гуф продолжает рассказывать о том, что его волнует, и на третьем альбоме, после всероссийского успеха, бешеной популярности, ротаций везде, где только можно, от форума hip-hop.ru до MTV. При этом делает он это без напускных эмоций какого бы то ни было рода, без разрывания на себе рубашки и без битья в грудь. Спокойно, по-доброму, без подъёбок, сарказма и двусмысленностей, как будто старым друзьям рассказывает об изменениях, произошедших в жизни за период взаимного отсутствия. 

Однако вещи, искренне волнующие Гуфа, мало затрагивают его слушателей (то бишь старых друзей). Большинство из нас не сталкивается в своей повседневной жизни с проблемами назойливости собственных поклонников, отсутствия распорядка дня, собственной виртуальной смерти. Ранее Гуф освещал совсем другие вещи — он был простым парнем и все еще пытался доказать это на альбоме «Дома»: «я шел на площадку, когда было жарко, если начиналась гроза, я прятался в арке». Вроде строчка ни о чем, но она позволяет слушателю соотнести себя с автором, будто нарочито примитивная (на самом деле очень сложная) техника ранних работ Шагала, уменьшающая дистанцию между художником и зрителем, когда последний вполне может подумать: «А что, неплохо, и ведь и я мог бы нарисовать что-то подобное». В отличие от строчек вроде «мой третий сольный альбом, классно, вы не поверите…», которые, правда, уже не получается сравнить, например, со сложнейшей и внешне, и на деле техникой какого-нибудь известного или не очень живописца. 

Очень сложно упрекать Гуфа в том, что его третий альбом в основном посвящен его третьему альбому: рэппер неплохо и достаточно подробно рассказал о творческом кризисе, лени (как реакции отрицания на популярность, которую можно в шутку сравнить с депрессией Тома Йорка после всемирного признания "OK COMPUTER") и «этапности» альбома «Сам и…» для самого себя, о коей вывод сделать можно хотя бы из названия, если хотя бы чуть-чуть знать о мирской жизни рэппера. 

А. Долматов — уникальный для нашего времени человек. Кто еще может сохранять подобную непосредственность, который год уже изливая душу, в общем-то, на пластинки с тиражами в сотни тысяч копий? Часто казалось, что Гуфу это все по-барабану или он дурачок и не совсем понимает, что происходит. Альбом «Сам и…» такие предположения отметает хотя бы треком «Фанзона», с блестящими по своему посылу строками: «И если вы вдруг меня увидели где-то, хотите подойти, что-то спросить — сделайте это, не надо шептаться, стоя метров за двадцать, показывать пальцем — я начинаю напрягаться». Такие сценки происходят в жизни любого известного человека, а Гуф их описал в четырёх строчках, подумаешь, что тут такого? Никаких тебе глубоких метафор, аллюзий и смачных словосочетаний, убойных рифм… И все-таки я считаю, что умение вот так вот описать ситуацию и собственные чувства, без примесей — это большая редкость. 

На альбоме много воды, повторяющихся мотивов, лишних куплетов. Метких попаданий намного меньше. И всё же эти редкие удачи компенсируют общую массу, скрепляя содержание альбома в единое целое. Из отдельных моментов я бы выделил треки «Хобби» и «Бессонница» (фит Murovei), охуенный бит в треке с TGK, куплеты Pastor Napas и Мафона. 

P.S.

Как могли заметить читатели, в последнее время мы перестали писать собственно о музыке. Вот и про новый альбом Гуфа написано много предложений, никак не относящихся к его непосредственной функции. Подобный подход к анализу русского рэпа обусловлен многими факторами, и в первую очередь тем, что восприятие музыки в данном случае во многом зависит от отношения к исполнителю. 

Наши тексты рассчитаны на узкую прослойку слушателей, которым интересен не столько рэп сам по себе, сколько данная музыка в контексте русской/российской культуры и мировосприятия. На наш взгляд, слушать русский рэп, не понимая реалий его бытования вне музыкальной сферы, как минимум, не очень интересно. 

Так что не надо опять писать про то, что «это не рецензия», «а где про альбом?» и все в таком духе. Разве это важно вообще? «Биты 4/5, тексты 3/5, обложка 4,5/5…». Обычно рецензии сводятся к этому, но кому это нужно? Идите и слушайте настоящий рэп, то бишь американский, если вам такие вещи интересны до онемения. В плане формы и стиля мы все равно преследуем западные прототипы, так что серьезно об этом рассуждать, опираясь на русский материал, — все равно, что анализировать уникальные достоинства и особенности работы автоматической коробки передач в новых «Жигулях».