Почему хип-хоп стоит слушать

20.11.2012 00:25

Нет сегодня музыкального жанра, сравнимого с хип-хопом по количеству сформированных о нём общественных стереотипов и мифов. Человек, слушающий хип-хоп, — это ещё ничего звучит, но слово «рэппер» уж точно подобно ругательству, особенно внутри отдельных сегментов российского рэп-сообщества. Сама хип-хоп музыка представляется обывателю однообразной мешаниной бессмысленных шумов, поверх которой зачитан глупый и примитивный текст о жизни гопников. Ложные представления о хип-хопе подпитываются в том числе и его преданными слушателями, и самими артистами. Увы, далёкому от хип-хопа человеку невдомёк, что это — самый разнообразный жанр современной музыки, из тех, что можно устойчиво определить по ограниченному набору признаков. 

Хип-хоп хорош во многих отношениях. Это массовая музыка, на территории которой сталкиваются самые разнообразные социальные слои и прослойки. Данный жанр похож на кино: хороший хип-хоп, который по-настоящему существует пока лишь в США, объединяет всех — от мала до велика, от низов до элит. То есть, как это ни банально, хип-хоп сближает людей и ведёт к взаимопониманию, это площадка для высказывания, адаптированная для любого человека, обладающего навыком устной речи. Как сказал Шым когда-то: «Главное, чтобы умел разговаривать». 

Бит, как основа хип-хоп композиции, изначально был построен на заимствовании элементов чужих произведений и сведения их в единое целое. Начав с фанка, диджеи и битмейкеры сэмплировали абсолютно всё, что можно: от классической академической музыки до ambient'a, idm и шумов окружающей среды. Человек, пришедший к хип-хопу с определенным опытом прослушивания инструментальной музыки, имеет возможность оценить изобретательность, с которой битмейкеры подходят к использованию сэмплов, порой улучшая оригинальное звучание или изменяя до неузнаваемости известные фрагменты. Хип-хоп стоит особняком, но в то же время благодаря сэмплированию он всегда идёт рука об руку с другими музыкальными жанрами. Это учит слушателя плюрализму и отказу от условностей, которые часто затуманивают сознание поклонников «благородной» музыки, — академической музыки, рок-музыки, джаза. Хип-хоп отучает от снобизма и запитанной ложными посылами музыкальной брезгливости. Зрелый хип-хоп слушатель открыт для любой музыки, чего не скажешь о людях, слушающих, например, инди, и подчас не переваривающих рэп в силу своей узколобости.

Наконец, сегодня хип-хоп — не просто музыка, но и площадка для высказывания. Поэзия в ее классическом, чистом воплощении теряет популярность, уступая место синтетическим искусствам, в том числе и речитативу поверх бита, т.е. рэпу. В рэпе появляются не только уличные поэты, но и образованные люди со своей обдуманной позицией, которых подчас можно назвать мыслителями. Игнорировать хип-хоп — слишком дорогое удовольствие, которое обходится потерей важного сегмента (по крайней мере русской) общественной мысли, к которой всегда относилась поэзия, к которой начинает иметь отношение и рассматриваемый нами жанр.