the Chemodan. Кроме женщин и детей. Рецензия.

05.01.2013 11:21

chemodan

Сохраняя работоспособность атомного реактора Луи ежегодно выделяет сотни мегабайт радиоактивного рэпа, до последней бисерины пота выжимая рифмы из все того же элемента, что подпитывал еще создание постармейского альбома «Пока кое-кто умер». Казалось бы, уже максимально проэксплуатировов свою «гнойную брутальность», «грязный скептицизм», «парадоксальный нигилизм», лидер и единоличный представитель полумистической группы the Chemodan вновь использовал тот же стиль, возведя его на новый пик. Взойдя на очередную вершину, автор обозревает просторы выжженной за время похода земли, подводит некоторые итоги и, хочется верить, закладывает основы чего-то нового. 

Принципиально музыку the Chemodan можно разделить на два периода: первый — это дебютные альбомы «Не сегодня» и «Минздрав предупреждал», где Луи давал больше самоиронии, делал совместки с неочевидными персонажами петрозаводской фауны и писался на инструменталы местных битмейкеров, которые были менее качественны, но заложили основы фирменного звука, не только отдающего дань традициям, но и обнаруживающего в себе немалую долю самостоятельного поиска. У Луи вообще потрясающее чутье на биты, точнее, на «чемодановские» сэмплы, и оно сохранилось на «КЖИД». Второй период начался после службы в армии с мрачного и стильного альбома «Пока кое-кто умер», принесшего реальную известность выходцам из Петрозаводска. Именно на нем была найдена золотая пропорция между цинизмом и искренностью, черным юмором и философией, стебом и грустью, причем во всех трех случаях соотношение смещено в пользу второго компонента. Далее был концептуальный альбом "GNOY" с вагоном звездных фитов, разношерстными битами и обилием проходных композиций. Поэтому строчки Луи на свежем релизе «Ее сын изгой, но альбом за альбомом, как выхлоп, все это был лишь гной и он просился на выход» слышать было неожиданно и очень приятно. «КЖИД» после «Гноя», похожего на проходной двор, является настоящей реставрацией старых устоев «ПККУ». Это политика жесткого протекционизма в условиях наплыва рэп-лимиты, что «не знает лимита», взросление и конструирование новых форм «не без помощи стиля». Мрачный, разжиревший и концептуальный до монотонности звук, созданный самым продуктивным битмейкером 2012 FD Vadim'ом, небольшое количество совместок, ни одной веселой песни, сильнейшие тексты практически без холостых строчек и треки, которые одинаково хорошо ложатся на слух как в режиме бездумного кача, так и при внимательном прослушивании с целью анализа текста. Теперь музыка the Chemodan снова очень близка к той самой форумлировке: «экспериментальный абстрактно-оральный хип-хоп с элементами легкой философской мысли, которая вредна». Вот разве что философская мысль потяжелела под грузом лет. 

При первом приближении к альбому кажется, что Луи не сказал ничего нового и только повторяется. В текстах все также бродят потерянные дети, безутешные матери, гуляют телезомби, жирные сотрудники МВД и холодные ветры. Однако эти образы обрели новую жизнь, пропитавшись роковым настроением альбома, лучше всего выраженном в треке «Глубокий смысл»: «Этот рэп про то, что так дорого, это то, что забирает молодость. Это как будто вечно умирать от голода, когда попал прямо в кишечник города». То, что казалось повторениями, на деле является выстроенной преемственностью, что характеризует сильных и цельных авторов. Она проявляется и в умеренном самоцитировании, и в продолжении традиций («Весенняя тема» с запилами из «Лирической темы» с «Гноя»), и в их завершении («И нету более банальной и изжатой темы, чем песенка с названием «Гребаная система» — "System G"). При этом Луи умудряется даже в считанном количестве репрезентов держаться смысловой канвы альбома, отклоняясь от нее лишь в некоторых совместных треках, которые удивили своей нелепостью: странный англоязычный рэппер Six Fif, восьмиминутный трек с Оу74 и Страной OZ, похожий на паноптикум, и совершенно не тянущие на фоне Луи Скептик с Brick Bazuka (последний уже давно заблудился в наборе из 50 слов и из трека в трек только переставляет их местами). 

«Кроме женщин и детей» — это художественное высказывание по целому комлексу проблем, связанных с человеческой глупостью (стереотипами), страстями, жалостью к себе, но сводящихся к одному — одной большой любви и единственной спасительной страсти, любви и страсти к своему делу. Рэп это или что-то другое — совершенно не важно. «Тут еда не нал и даже не аплодисменты. Мы никому не верим, не запачканы в креме, тут еда на куплет потраченное время». Вязкий и гайморитный голос Грязного Луи почему-то особым образом подчеркивает значимость этих слов. 

То, что многие после выхода «Кроме женщин и детей» назвали «рэпом про рэп», на деле — небанальное выражение фанатичной преданности делу, брутального аскетизма и попытка выразить безжалостность жизненного рока. Стиль может быть неудобоварим, но если эти вещи непонятны — название альбома может многое вам объяснить. 

«Дождемся ли ответа? Будет ли он услышан? Смысла тут может и нету, но я его вижу».

Скачать