Каспийский Груз — Пиджакикостюмы

10.02.2014 21:31

кг

Новый альбом Каспийского Груза «Пиджакикостюмы», как и предыдущий, «Рингтоны для зоны», состоит из 10 треков. Как и предыдущий, этот альбом наполнен эстетикой советского криминала, ностальгией и замысловатой игрой слов. Как и предыдущий, этот альбом получился очень хорошим: «Если быть сапожником — то охуенным сапожником»

Менее чем за год, вырвавшись из серой пелены шаблонно трущих за жизнь рэпперов, Каспийские выпустили 4 релиза, записались со всеми с кем только можно, от Раскольникова и Ветла Удалых до Гуфа и Слима, обзавелись концертным директором и приобрели всеобщее уважение. Без выебонов, с азиатским спокойствием парни делают свое дело, не лезут в чужие и действуют абсолютно в соответствии со своими образами: немногословно, но весомо. В рэпе, тем более русском, где так важно соответствие музыки и имиджа, такое поведение лишь усиливает впечатление от прослушивания треков про то, как неспешно, но неотступно ладят свои темные дела бакинские самураи. 

каа

В этих медленных треках, как в скупых монологах тертых калачей, изрядно хлебнувших жизненных противоречий, паузы порой звучат значительней произносимых слов. И если рэп может быть молчаливым, то это именно он. Участники Каспийского Груза производят впечатление людей не из нашего времени, будто бы только вернувшихся из 1980-х. На это играют и сэмплы из советских фильмов (на «Пиджакикостюмы» я узнал пару фраз из фильма «Пацаны» Динары Асановой, а на предыдущем EP вообще была песня «Как в Советском Кино» с Типси Типом), и прокуренные низкие голоса людей явно за тридцать, и общее ощущение неподдельной зрелости авторов, делающих музыку в жанре, где подавляющая часть исполнителей изображает из себя убогих и отъехавших как только может. То, что делает Каспийскй Груз можно было бы даже назвать «криминальное хипстерство», уж больно назойливо они разыгрывают ретро-карту, придающую соблазнительное обаяние их песням для всех, кто разочаровавшись в настоящем жаждет альтернатив современным ценностям. Именно поэтому этот CD, будто бы «для тех, кто сидит», на самом деле находит гораздо более широкую аудиторию. 

Для русских тюрьма является чуть ли не прообразом существования, а тюремный жаргон понятен представителю любой социальной прослойки и крепко укоренился в лексиконе среднестатистического россиянина. Существование бакинского дуэта двух азербайджанцев, исполняющих такую музыку, говорит нам о том, что «русских» в предыдущем предложении необходимо заменить другим, более универсальным этнонимом — и это вряд ли заслуга внешней политики РФ в СНГ, скорее заслуга таких вот ребят, делающих востребованный рэп на русском в бывших советских республиках (привет Скриптониту). 

Криминал в искусстве всегда был привлекателен тем, что вскрывал лживую сторону законопослушной жизни: лицемерная, трусливая колея обывателя-конформиста (слушателя) меркнет и тихо истлевает обрываясь в пылающей, будто Дарваза, яме будней бандита. Это куда более яркая, куда более выпуклая жизнь ввиду постоянного контакта героя со смертью. Герой — это индивид, обладающий целью и волей. И того, и другого с избытком в криминальных зарисовках Веса и Брутто (это имена участников коллектива).

вфв

Если сложить все 4 релиза Каспийского Груза за последние 365 дней, получится 26 треков. На один больше, к примеру, было только лишь на одном альбоме the Chemodan "GNOY". Однако небольшое количество треков на пластинке компенсируется тем, что каждый из них является полноценной песней — с темой, припевами, вниманием к деталям. Средняя длина трека на «Пиджакикостюмы» — 4 минуты, среднее качество — высокое. Это характерно для всех 4 релизов, и для обоих альбомов. Второй получился получше благодаря отсутствию лишних совместок. Лучшие треки с альбома — «Режим Построже», «Стекло Запотело», «Пожелай мне». Особняком стоит грустная песня «Давай уедем» с припевом из Вероники Долиной, написанная от лица женщин, жалостливо обращающихся к своим мужьям-бандитам. Грубые голоса Брутто и Веса, чувственно произносящие глаголы с женскими окончаниями,— это полноценный разрыв шаблона и доказательство того, что песни Каспийского Груза не имеют никакого отношения к «пацанскому кодексу чести», «братишкам» и прочим бюджетным альфа-самцовым историям. Куплеты Гуфа и Слима, которые впервые за несколько лет появились на одном треке вместе, получились предсказуемо вторичными — эта совместка была скорее мечтой азербайджанцев, чем бывших участников Центра. 

Каспийский Груз выгодно отличает от других то, что это полноценная группа — с концептом, командной работой над каждым треком, собственными битами (весь продакшн сделал ВесЪ).  Отсутствие групп это бич нашей рэп-сцены. Много ярких исполнителей, но практически нет ярких коллективов. А коллективное творчество почти всегда интересней сольного — больше пространства для создания мифологии, больше возможностей для драматургии да и просто разнообразней. 

Купить на Itunes

кгг