Bones // Одержимость смертью

18.05.2014 02:39

Мы, люди современного евроатлантического мира, знаем о смерти меньше, чем какое-либо из предыдущих поколений. Мы окружены назойливым культом жизни, сознание растворено в переливчатых информационных полях. Все материальное максимально удалено из нашей повседневности, физика существования сведена к косметике. «Люди прошлого», хоть это и растяжимое понятие, в основном жили с осознанием неизбежности своей гибели: смерть от болезни — дело случая, смерть на войне — дело чести. Современный индивид вырастает с уверенностью в безмятежности своего мирного существования. В массовом сознании отсутствует культура смерти: ее смысла, использования и принятия. 

Эти оцепенелые (и оцепленные) дыры нашего сознания не могут пустовать  — становится все более очевидна неполноценность, деффективность и нелепость общества с ампутированным понятием смерти. Историк повседневности Филипп Арьес пишет об этом в своей книге «Человек перед лицом смерти», выделяя XX век, как эпоху «перевернутой смерти» — время вытеснения Танатоса из коллективного сознания и изощренного замалчивания самого явления как неотъемлемой части человеческого пути.

Западная контркультура во многом основана на артикуляции смерти, зачастую в брутальных и неприглядных формах. Молодежные субкультуры металлистов, готов, эмо, вичхауса — возможно, лишь один из путей напоминания цивилизованному обществу об истинном положении вещей, в котором смерть по-прежнему существует. Еще один интересный путь, наметившийся в последнее время — обращение к религии, в том числе среди европейской и российской молодежи  — к эстетике ислама. Образ моджахедов, вполне гармонично сосусуществующих с перспективой собственной гибели, привлекает своей средневековой энергетикой мечтательных студентов и нервозных клерков. Насколько мы стали инфантильны и нежны в сравнении с мусульманами можно понять из послания чеченского боевика Хаттаба своему сыну, написанному, когда последнему исполнилось 3 месяца:

Поверь мне, Дирхам (деньги) занимают поклоняющихся. Поклоняющихся Западу, этому миру, с работой, и зарплатой. Но всё, что у Аллаха — лучше.

Это ложное поклонение привело к тому, что поколения за поколениями прошли мёртвую жизнь рутины, которая сродни жизни животного. Они поднимаются утром к завтраку, затем идут на работу, затем на обед, потом домой, потом ложатся спать… И жизнь не имеет никакой цели.

Поверь мне, о Салех, смыслом их жизни стало получение богатства и процветания, попытка застраховаться от неприятностей. Но неприятности никогда не кончатся. …жизнь заканчивается, а неприятности остаются.

 

***

Элмо Кенедди на данный момент 20 лет. Живя в солнечном Лос-Анджелесе он умудряется записывать очень пасмурную музыку. В 16 лет он оставил родной Мичиган и, бросив учебу, перебрался на побережье Тихого океана к старшему брату. Элмо стал зарабатывать себе на жизнь съемкой видео. Доподлинно неизвестно, удалось ли ему преумножить свое состояние таким образом. Но нельзя не отметить — самому себе Элмо, записывающийся под странным именем Bones,  снимал превосходные VHS-клипы, которые не только обладали новизной, но и гениально подходили к его музыке грез и гроз.  

Интуиция и вкус этого молодого парня, по сути подростка, поражают. Ощутив фальш всем доступного dslr-изображения он ушел в жженый туман VHS-кассет с их зажеванной пленкой, 12-тью кадрами в секунду, с их чувством забытого детства. Скрестив мрачный хорроррэп Мемфиса, мотивы клауда, сэмплы построка, настроение гранжа да и еще кучу всего — перечислять можно долго — он получил неповторимый стиль, который настолько выделяется из всей современной музыки, что сравнить особенно не с чем — разе что с демоническими Salem. 

Этот стиль непредсказуем — качающие репрезенты от которых защемляет позвоночные нервы здесь могут смениться эмо-каверами на Blink-182 и The Cure, а агрессивную читку внезапно разрывает гроул-припев. Такое потрясающее разнообразие при единстве фишек, эстетики и тематики, а также нечеловеческй график выхода релизов (10 альбомов с более чем сотней треков за 2013 год) создают впечатление абсолютной одержимости Элмо. Вкупе с возрастом, целостностью музыкального и визуального дарования, скупыми данными биографии и заявленными в интервью 25 косяками в день, музыка Bones служит невероятно мощным напоминанием о конечности твоего пути. 

Этому способствуют и тексты, исполненные подчас романтизма уровня «Алых парусов» Грина и верности идеалам, достойной совестливейших философов XIX века. Его лирика содержит полный набор привлекательных для молодых людей архетипов: от образа недосягаемой любви и фатально уходящего времени до ежедневной борьбы с распростертым перед лицом больной молодости миром закостеневшей иерархии и эластичных ценностей. Как написали на epiceducation в своем тексте про альбом Scumbag: «периодически возникает чувство какой-то виртуальной меланхолии и ностальгия по поступкам, которых ты никогда не совершал. Складывается забавное ощущение, что этот паренёк в свои 19 пережил в 100 раз больше меня». Действительно, гипнотическая глубина вокала, невозмутимая серьезность, острый взгляд — все это создает ощущение присутствия жизненного опыта, намного превышающего подростковые стандарты, но при этом сочетающегося с подростковым максимализмом, упрямством и жертвенностью. 

Bones умело использует различные элементы поп-культуры в своих работах, но при этом разворачивает их на 180 градусов. «Чувство девственной молодости» в его музыке и клипах будто бы подчерпнуто из молодежных сериалов 90-ых, вроде «Друзей» или «Беверли Хиллз». Но если сериалы были про то, как все "cool", то музыка Bones про то, как все "worthless".

Это одновременно сатира на стереотипные представления о молодости вялой и инертной молодежи, не знающей и не думающей о смерти, и альтернативное предложение для нее же — в мрачном декадансе Bones оказывается больше юношеского семени, чем в истощенном, замусоленном и вялом эмтивишном сундуке тинэйджерских грез. 

woke up in the morning yawning
gravity and i hit the shower 
I'm stressing posing thinking 
why only 60 minutes in the hour
why 24 hour in a day
why 3 6 5 a year
cause i don't why i choose that shit
that shit was chosed before i was here
you live your life inside the lines
go to school go to work than die 
believe in a God never wonder why
never think about space never think about time 
my heart is speeding to fast
try to catch my breath but i can't 
wake up as soon as i see the sun
cause wasting seconds i can't 
cause death surround every corner
while you were worrying about that morgish
i smile an ear to ear
while you sleeping bitch and you fallin' 
i say mothefuck yo dollars
i say mothefuck yo college
i say motherfuck every year you waste
thinking that you gainin that knowledge