FACE «ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ»

«Самый глупый рэппер» возвращает политику в хип-хоп

Danya, 23 Elul 5778

«Такие времена, такие дела, брат, говорить как есть нужна смелость, а не талант».

С прошлого года Фэйс, скандальный рэппер-панк и буквально «лицо родительского негодования 2017», всячески сигнализировал о грядущих изменениях в своем творчестве. Появлялся в подкасте латышской «Медузы» и цитировал Оруэлла для британского «Dazed», ставил в соцсетях цитаты из Башлачева и Летова, в конце августа привлек внимание своих подписчиков к «Маршу матерей». Так что для тех, кто следит за происходящим, социально-политический альбом Фэйса не стал неожиданностью.

И все-таки до последнего момента было сложно до конца поверить в Фэйса-революционера — настолько радикально сменить вектор в русском рэпе не отваживался, пожалуй, никто.

В этой связи вспоминается разве что Дельфин, звезда схожего по скандальности коллектива «Мальчишник», который после участия в эпатажном поп-проекте стал выпускать депрессивные стихи под мрачный героиновый рок. Вот только Фэйс поменялся, пожалуй, радикальнее и гораздо быстрее. Еще год назад он раскачивал подростков всей страны под шокирующие своим цинизмом и веселой тупостью строчки про бургер, а сегодня уже продает билеты в самый большой клуб Москвы, где фанатам Фэйса предстоит испытать совсем другие эмоции от шоу своего кумира.

Фэйсу хватило смелости стать своего рода первопроходцем в жанре политического…трэпа.

Кто не считает это смелостью, либо лукавит либо откровенно глуп — у вас потеют ладони, когда вы просто упоминаете Кадырова в своем аккаунте на 100 человек.

А Фэйс выходит с очень серьезной критикой церкви и властных институтов, не прикрываясь эзоповым языком и постиронией в стране, где сидит Кирилл Серебренников и судят за репосты. И его публичность — мишень на груди. В 2018-м году записать трэп-альбом о законе, тюрьме, свободе и Б-ге — для этого нужна смелость. Не говоря о коммерческой стороне вопроса и риске потерять огромную аудиторию.

Да, политические высказывания в русском рэпе были и раньше, но такого прямого не делал никто со времен первого альбома Проекта Увечья. Что касается коллег Ивана Дремина по новой школе, тот тут с самого начала царит дух веселья и угара при тотальной аполитичности. Таким настроениям есть свои причины, хотя бы противопоставление себя угрюмому «падик-рэпу», на смену которому прискакали фрешмены всех цветов радуги. Фэйс отправляет новых игроков доучиваться в «старую школу». Разговоры о социальных проблемах и серые пейзажи российской повседневности в духе трека «Из окна» как раз характерны для старого рэпа.

Консервативную революцию в русском хип-хопе осуществляет главный символ новой школы.

Фэйс — диверсант, расстреливающий неподготовленных школьников пулями социального месседжа на центральной площади столицы фрешменов.

Не стоит, конечно, забывать, что мы говорим о музыкальном альбоме, и с этим у нового Фэйса проблемы. Музыка на альбоме абсолютно вторична, все звучит так, будто последний год Фэйс вообще не следил за происходящим в рэпе. Впрочем, после нескольких прослушиваний, мне это совершенно не мешает воспринимать релиз — слова тут гораздо важнее. И послушать тут есть что: «вы можете меня убить, мне не страшно — мне страшно стать таким как ты, таким продажным»; «страна похожа на торговый центр, кто-то тут горит, а кто-то ставит на проценты»; «русский поэт — это тот, кто с собой носит перо». Отдельного упоминания заслуживает «Молитва» — название трека полностью соответствует содержанию. Фэйс призывает Б-га уничтожить грешников и говорит о том, что люди злоупотребляют любовью Г-спода к ним. Б-г Фэйса — ветхозаветный Б-г закона и войны, он не терпит язычников и «любит карать».

«Б-г — это казнь», — читает Фэйс, показывая себя самым верным солдатом этого Б-га.

Очень сильный трек «Салам», написанный от лица исламского фундаменталиста, идущего на теракт: «Залетаю в магазин, выпускаю магазин — у меня на это есть тысяча причин». «Брррр, похуй, что будет дальше!». На альбоме всего 8 треков и проходных среди них нет. В каждом есть важные слова, а все вместе звучит целостно. Так что не вижу причин, почему этот альбом не претендует на статус одного из лучших в году.

Фэйс рискнул деньгами, известностью и свободой — его статус превращает гражданский поступок в художественный жест. Поэтому альбом «ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ» нельзя судить только за музыку, которая здесь более чем средняя и не играет большой роли. Искренность автора и риски, которые он несет — часть альбома. Только и остается, что воскликнуть: «Бля, Фэйс, вот ты флексишь!».

P.S. Год назад мы писали о неизбежной политизации русского рэпа: «Сегодня тот, кто разогнется и заявит о своей социальной позиции первым, без всяких там постироний и прикрытия лирическим героем, станет легендой на все времена». Радует, что Фэйс претворяет наши тексты в жизнь.