Про Fata Morgana

Danya, 2 Tishrei 5778

Оксимирон выпустил долгожданное видео со своим протеже Маркулом. 5 лет назад, в прошлой жизни, они с ним в Лондоне снимали дешевый студийный клип на совместный трек. Прошли годы, изменился масштаб, изменились и песни. Теперь это дорогостоящий блокбастер-антиутопия с закрученным сюжетом, убедительной графикой и продакт плейсментом МТС. Основное время в треке ожидаемо отведено Маркулу, для которого этот клип — первое промо такого масштаба.

Я не буду разбирать по полочкам сюжет клипа (мини-подкаст на эту тему ищите в нашем телеграме), скажу только про недвусмысленный посыл: борьба героев клипа с гигантским монстром, нависшим над городом — прямая метафора борьбы исполнителей трека с порочной системой, и оружием в этой борьбе является их музыка. Сама система может иметь разный масштаб, но угрожающий образ механистического Левиафана («вот царь зверей, всех тварей завершенье») наводит на мысль о чем-то глобальном. Ранее Мирон боролся за реформацию рэпа и вел его на запад, но судя по его собственным словам о том, что сегодня «рэп ебёт всех и вся», он считает свою миссию в русском рэпе выполненной. А значит впереди новые цели, и это, ни много ни мало — борьба против господствующей культуры как таковой. А какие еще задачи ставить человеку, который заявил, что «сопротивление миру, в первую очередь культурное, — это единственное, ради чего стоит существовать»?

Мирон долго и упорно боролся за влияние на культуру и вот он на недосягаемой для коллег вершине. Наконец у него есть все рычаги и ресурсы для того, чтобы вести свою игру. Культурное сопротивление началось. И что мы видим? «Я не собираюсь тут меряться хуями с Блэк Стар», но собираюсь делать рекламу корпорации, которая удерживает контроль над информацией миллионов своих пользователей и по закону обязана передавать эту информацию спецслужбам? Что ж, тогда понятно, почему для клипа выбраны декорации антиутопии а-ля Half-Life, вот уж действительно Большой брат следит за тобой. И зря обвиняют Мирона в продакт плейсменте МТС, тут все глубже — какая уж тут реклама, если мобильный оператор идеально вписывается в мир тотального контроля машин над людьми, изображенный в клипе? Вот только МТС осуществляет этот контроль не только по сюжету, но и по факту — в реальности. Подумаешь, что такого, мы все пользуемся мобильной связью, что плохого в ее рекламе? С точки зрения господствующей культуры — абсолютно ничего. Противоположную точку зрения давно выразили и без Мирона: «Мужики, мы купили эту одежду — это раз, теперь мы ходячая реклама бренда этого. Так нас отымели дважды».

Мирон, уверен, это все прекрасно понимает, и предусмотрительно закладывает в сюжет объяснение своей неоднозначной позиции. В сцене обмена черепахи с динамиком на бензин показана сделка хороших ребят с плохими ради благого дела. Герои продают воротиле свою черепашку-бомбу, получая в обмен бензин, чтобы доехать до Вавилона и уничтожить его, погибнув вместе с чудовищем. Но разве не та же сцена происходит 2000 лет назад в новозаветной пустыне? Там Сатана предлагал Христу абсолютную власть над миром. Христос отказался, преодолев искушение. Разве он не должен был принять власть от Сатаны и изменить мир в соответствии со своим мессианским видением? Наверняка он хотел! Но отказался от власти, с помощью которой мог спасти мир. Абсурд? Отнюдь, ведь приняв предложение Сатаны Христос исказил бы суть своей миссии и навсегда потерял бы себя. От Сатаны нельзя брать ни власти, ни денег, ни бензина, даже если хочешь этим бензином облить и поджечь саму Преисподнюю. Вспомним Маклюэна — media is the message. Послание Мирона не в содержании его слов, а в посреднике, транслирующем сигнал. И в данном случае посредник — транснациональная корпорация, которая не может не повлиять на содержание транслируемого сообщения. И это уже не первая корпорация, посредничество которой принимает Мирон, видящий свою миссию в культурном сопротивлении. В чем же здесь сопротивление, если твои действия в абсолютном согласии с текущей повесткой? Содержание твоего сообщения творит не твою волю, если оно написано на чужом языке.

Кто-то скажет, что я преувеличиваю или просто поддерживаю тренд на критику Окси — ваше право. Я в Мироне всегда видел человека, превосходящего по масштабу русский рэп, и верил, что он способен бросить вызов нынешним порядкам. Мне просто горько видеть то, что он сейчас делает. Дорогущий, профессионально снятый клип «со смыслом», но без всякой синергии с исполнителем и песней или дешево и на коленке сделанное видео «В тихом омуте» с живым и злым Мироном, полным живительной ярости? Я, как честный утёнок, выбираю второе.