SpaceGhostPurrp

Духовный отец дионисийского хип-хопа, архитектор нового андеграунда и демиург темной стороны рэпа.

Danya, 28 Tishrei 5778

«Биф начался в саду Эдема, когда Ева бросила вызов Богу, посягнув на яблоки, которые тот укрывал в листве Древа. Бог был зол и навечно изгнал в пустыню Еву вместе с ее парнем. С тех пор биф между Богом и человечеством не заканчивается тысячи лет».

С этих слов начинается статья Vice про биф между A$AP Rocky и SpaceGhostPurrp. Может быть, они хотели сказать, что биф — вечный двигатель отношений между человеком и Создателем, а может просто хотели написать забавную подводку. Здесь же мы будем говорить не о конкретном бифе SpaceGhostPurrp, а о SpaceGhostPurrp как о рэппере, существующем в форме бифа со всем рэп-космосом.

Он родился в 91-м на краю города, мрак рано заполнил голову. В 4 активно ругался матом, в детском саду нигеры впервые показали олдскул. Пёрп рос в беспокойном районе солнечного Майами. Помните клип Hustlin’, начинающийся глянцевыми кадрами пляжа, девочек в бикини и небоскребов, на фоне которых Рик Росс садится в кадиллак, и пригламуренная набережная сменяется пейзажами гетто с выжженной землей, ржавыми бензоколонками и потертыми гаражами? Примерно в таком месте и хаслил Пёрп. Нам в заснеженной России, как мальчику из анекдота про писателя Платонова, кажется, что где-то там, в солнечной Флориде, наблюдая золотые пальмы на фоне пурпурных закатов, как вообще можно писать такую нечеловечески мрачную музыку? Во-первых, зачем это нужно? Во-вторых, как это вообще возможно?

SpaceGhostPurrp другого мнения на этот счет: «…много ебнутых мест во Флориде. Много вуду-херни происходит тут, иногда проходя сквозь все эти районы, ты просто ощущаешь присутствие злых духов». В этом и ценность его музыки — скрытый демонизм благостных южных пейзажей может передать только тот, кто рос среди них с детства. Впрочем, хоть SGP и дошел до южного мрака отчасти интуитивно, это не его изобретение. Южная Готика — открытие из мира литературы начала XX века, предвосхищенное Марком Твеном: в таком стиле писал Фолкнер, так снимали Ренуар и Бунюэль. Последнее громкое слово в этом жанре — известный вам сериал True Detective.

Набившая оскомину история детства типичного черного рэппера в случае Пёрпа не так уж стандартна — обычные для детишек из гетто занятия (наркотики, поножовщина и перестрелки, одна из которых унесла жизнь кореша Пёрпа, Джитта, одного из певрых членов Райдер клана) разбавлялись игрой в Мортал Комбат, просмотром хорроров и прослушиванием металла, а также другой странной белой музыки, за увлечение коей, по словам Пёрпа, у них на районе могли дать пизды. Так что Пёрп мог бы с полным правом повторить за классиком: «Я никогда не был уличным псом или домашним котом, выведу личный сорт человека». Уличная жизнь сочеталась у него с увлечениями компьютерами и музыкой, нетипичной для его среды.

К 2008 году, когда SGP стал выкладывать первую музыку в интернет, в его родном Майами у него вообще не было единомышленников. Пространственно он был отчужден от людей, чьим творчеством питал свое собственное. Интернет стал для Пёрпа не просто способом распространения музыки, но средой существования. Именно SpaceGhostPurrp вместе с Lil B стали одними из первых рэпперов, состоявшихся в США исключительно в рамках MySpace и поведших за собой армию SoundCloud-артистов — всех этих клауд-рэпперов и bedroom-продюсеров. Это было музыкальное поколение нового типа, над которым сначала смеялись, а потом, как обычно, признали.

Движуха вокруг SGP стала закручиваться именно через Интернет. Пёрп был лидером и идеологом Raider Klan, группировки эмси из разных городов, объединенной презрением к современному рэпу (речь идет о 2010-2012 годах) и страстью к музыке, которая казалась современникам абсолютно несовместимой с рэпом. EthnelWulf называет в числе своих влияний помимо Bone Thugs-N-Harmony — SOAD и Korn. Главным же стилем, ставшим в центре того, что делали Raider Klan, стал фонк.

Фонк (англ. phonk) — собирательный стиль хип-хопа, созданный и популяризированный SpaceGhostPurrp. Слово “phonk” происходит от “funk”. По большей части этот стиль вдохновлен олдскулом с Юга и Западного побережья, разнообразными локальными течениями гангста-рэпа, но также и рэпом с Восточного побережья, в частности, сырым звуком Wu-Tang. Сам SGP говорит об андеграунде Майами, как об основном влиянии на свою музыку. Распространенным заблуждением, под влиянием которого долго находился и автор этого текста, является то, что фонк произошел из Мемфиса. Это не так. Безусловно, Мемфис оказал косвенное влияние на музыку Raider Klan, но так называемый «мемфис-рэп» никак нельзя считать фундаментом фонка. SpaceGhostPurrp признает влияние на себя Three 6 Mafia, легенд хорроркора, однако его музыка растет на куда более обширной почве, чем один лишь Мемфис. Так что фонк — это весь олдскул золотой эры хип-хопа, включая и East coast, переосмысленный молодыми продюсерами Raider Klan в начале 2010-х годов под предводительством SpaceGhostPurrp.

Несмотря на гэнгста-корни своего рэпа, в музыкальном плане Raider Klan скорее хипстеры, нежели простые уличные бродяги. Не зря свой единственный альбом Пёрп выпустил не где-нибудь, а на влиятельном инди-лейбле 4AD, где издавались The Pixies и, например, Ariel Pink (!). SpaceGhostPurrp в первую очередь — упертый музыкальный диггер, перекапывающий тонны старого музла в поисках идей для нового звучания. SGP мастерски пересобрал, смешал и перестроил звук старого гангста-рэпа, адаптировав его для нового времени и новой среды распространения рэпа — музыкальных соцсетей. Прямая речь SGP про фонк: «Я не с west coast, но у меня достаточно яиц, чтобы сказать: «знаете что? Если никто не ебется с этим дерьмом, значит, я буду, потому что я люблю такой рэп и я верну это дерьмо обратно». Мне не нужно говорить за всю гангста-хуйню, оружие, убийства, торговлю наркотиками, чтобы делать фонк. Фонк может существовать и без разговоров об этом».

Музыка SpaceGhostPurrp благодаря своему успеху в сети во многом открыла двери для современных интернет-рэпперов, таких как $uicideboy$, GHOSTEMANE и отчасти Bones (он должен благодарить Пёрпа еще и за VHS-клипы, которые SGP начал снимать первым). Его супергруппа Seshollowaterboyz, собравшаяся из лидеров дружественных Бонсу тусовок, почти на 100% состоит из бывших членов Raider Klan. Chris Travis, Xavier Wulf и Eddy Baker сегодня активно гастролируют в том числе и в Европе с сольным материалом, но все они — птенцы, вскормленные пурпурным сиропом под крылом демиурга темного рэпа из Майами.

И не они одни — мировая звезда A$AP Rocky в этом плане мало чем отличается от бойцов андеграунда. Ведь именно музыка SpaceGhostPurrp была одним из главных влияний на первом микстейпе A$AP Rocky, "Live.Love.ASAP". SGP был не просто одним из продюсеров тейпа, но, по сути, изобрел звук этой записи. Роки, точно так же как и Пёрп, был окружен враждебной к его музыке средой — в его родном Гарлеме рэп Асапов, мягко говоря, не принимали,. И именно Роки первым пришел к Пёрпу на MySpace, чтобы выразить респект. В итоге SGP поехал к Роки в Нью-Йорк, где они зависали с A$AP Mob и делали музыку. Роки, всегда ориентированный на мейнстрим, выдал причесанную версию SGP на треке Purple Swag и тем самым перевернул игру. С этого микстейпа Роки началась, по сути, новая эпоха в истории рэпа — так называемый «трэп» стал набирать все большую популярность, постепенно вытесняя восточное звучание из мейнстрима. Влияние Пёрпа на этот процесс осталось незамеченным широкой публикой, так как Роки выстрелил раньше. A$AP были до того влюблены в стиль Raider Klan, что в итоге опустились до воровства фирменной фишки райдеров — иероглифического начертания вида RVIDXR KLVN, которое везде использовали парни SGP. Они этого не поняли и при встрече опиздюлили воришек из Нью-Йорка, что положило конец сотрудничеству группировок. В итоге обе тусовки со временем угасли, а их лидеры отправились в противоположных направлениях: Роки — покорять мейнстрим, Пёрп — продолжать темные изыскания в подземелье.

SpaceGhostPurrp — своего рода enfant terrible новой сцены. Он никогда не стремился быть понятным публике, намеренно делая свои записи как можно более грязными, туманными и лоуфайными, выбрасывая их в сеть с рандомных страниц. За свою карьеру Пёрп сменил больше сотни твиттер-аккаунтов, заводя новый профайл каждый раз, когда к нему набивалось слишком много фолловеров. C 2010 года он выпустил всего один альбом, да и тот состоял из студийных ремиксов на треки c его прошлых микстейпов. На альбоме, названном “Mysterious Phonk”, Пёрп показал, на что способен, когда не валяет дурака: просто сравните альбомную и микстейпную версию трека “Black God”. Конечно, хардкор-фанаты SGP будут настаивать на том, что лоу-фай-запись круче, но факт остается фактом: Пёрп может быть не только королем андеграунда, но и гением мрачной и при этом доступной массам музыке. Но SGP не хочет быть в мейнстриме, и это его право. Как говорит Ксения Ратушная, нет ничего сексуальнее нераскрытого таланта (no homo).

Трек Black God, помимо сравнения двух его версий, интересен и содержанием текста. В нём Пёрп читает о том, что перестал быть черным человеком и стал черным богом. "Stay true to yourself, love yourself, believe in yourself — and you'll be your own God". Нередко его спрашивают в интервью о том, являются ли эти слова отсылкой к учению Движения 5-ти процентов или NGE — Nations of Gods and Earths. Это движение в 1970-х откололось от Нации Ислама, националистической организации, утверждавшей черное превосходство и искусственную природу белого человека. Согласно доктрине Нации Ислама, белые люди были выведены в лаборатории магом Якубом из племени Шабазз, который хотел создать расу «белых дьяволов». Организация 5-ти процентов, отказываясь от этого радикального взгляда на белую расу, тем не менее утверждает, что все черные люди — боги. Эта теория выводится из разбора слова ALLAH, которое, согласно экзегетической системе NGE, «предельного алфавита», является акронимом от “Arm, Leg, Leg, Arm, Head” — частей человеческого тела. Это указывает на то, что Аллах — любой человек (черный), из чего следует, что все люди — сами себе боги. Интересно, что идеология 5-ти процентов очень сильно повлияла на хип-хоп в самом начале его становления. Приверженцами этого течения в той или иной степени считаются такие люди, как Jay-Z, Big Daddy Kane и MF DOOM (подробнее в этой книге). Однако тема 5-ти процентов и NGE требует отдельной большой статьи. SpaceGhostPurrp не подтверждает и не опровергает свою приверженность идеологии NGE. Однако его тексты и используемая им символика сигнализируют о желании создать автомифологию и придать своей музыке черты религиозного культа. Это, впрочем, как и в любой другой музыке, в первую очередь художественный троп, а не реальная претензия на сакральность собственного творчества. Сам SGP упоминает в одном из интервью, что его старшие в семье исповедуют иудаизм, в то время, как он пока ещё «слишком молод» для этого.

Крупный филолог и библеист Сергей Сергеевич Аверинцев в своей работе над Книгой Иова переводит слово «сатан» как «Противоречащий». Аверинцев объясняет такой перевод тем, что «сатан» в данном случае — не имя собственное, а кличка «сверхчеловеческого прокурора вселенной», Сатан — противник Бога в том смысле, что он противоречит Богу, ставит свое слово против его Слова. Он приходит к Богу с речью против раба Божьего Иова, и этой речью ставит под сомнение праведность Иова, вынуждая Бога испытать своего раба. Доподлинно неизвестно, в чем природа сущности Противоречащего и каковы его настоящие отношения с Богом, но очевидно, что они в бифе друг с другом, и биф будет продолжаться, пока человек ходит по этой земле, бросая небесам дерзкие вызовы своими непоследовательными, но единственно верными поступками.